четверг, 15 декабря 2022 г.

Консультация для родителей

 Развиваем пространственные представления

Понятие «пространственная ориентация» используется для характеристики умения человека ориентироваться не только на местности, но и на себе, на другом человеке (левая рука, правая рука), на различных предметах, в условиях ограниченного пространства, например на листе бумаги. Этот процесс также предполагает активные действия субъекта в пространстве. 

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела. Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к умению ориентироваться на другом человеке, на предметах. Ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Например: Правая рука, левая рука, правый локоть, левый глаз, левое колено и т.д.

Следующая задача – умение отличать пространственные представления «от себя». Ребенок как бы мысленно переносит схему собственного тела на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Например:

- Пусть ребенок покажет на Вас или на кукле, где правая рука, левая нога, правое плечо, левый локоть и т.д.

- На машине: где находится кабина (спереди) или что у машины спереди (кабина), кузов – сзади, внизу – колеса, передние и задние и т.д.

- Что находится перед ребенком, что находится сзади, слева, справа, сверху, снизу (под ногами). (Шкаф находится справа, мяч - слева, дверь – сзади, сверху – потолок и т.д.)

- Что находится справа от Вас, слева.

Очень важно научить ребенка ориентироваться на плоскости, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом (правом) верхнем углу, в правом (левом) нижнем углу, перед, за, между, рядом и др.).

Для этого используют простой белый лист. Например:

- Что это? Лист бумаги

- Какой он формы? Прямоугольной. 

- Эта сторона находится наверху и называется – верхняя.

- Эта сторона находится внизу и называется – нижняя.

- Эта сторона находится справа и называется – правая.

- Эта сторона находится слева и называется – левая.

- Этот угол находится наверху слева и называется – верхний левый.

- Этот угол находится наверху справа и называется – верхний правый и т.д.

На этом этапе я использую сказку – игру – путешествие по листу - «Волшебный лист». Жил-был Лист и пять карандашей. Решили они однажды поиграть вместе и отправились карандаши в путешествие по листу. Первым пошел желтый карандаш, он нашел верхнюю сторону и прочертил желтую линию. Вторым отправился красный карандаш, он нашел нижнюю сторону и прочертил красную линию. Правую сторону прочертил зеленый карандаш, а левую – синий. В центре листа остался черный карандаш, он построил там домик. Уголки решили разделить поровну, и прочертили двумя цветами. Собрались все карандаши в домике и стали думать, как еще им поиграть. Думали-думали, и решили играть в догонялки. Наверху была прочерчена желтая линия, и наверх побежал желтый карандаш, вниз побежал красный карандаш, вправо – зеленый, а влево – синий. Затем, чтобы было нескучно, побежали карандаши по двое: в верхний правый угол – побежали желтый и зеленый; в верхний левый – желтый и синий; в нижний правый – зеленый и красный; а в нижний левый – синий и красный. И не смог черный карандаш их поймать. В процессе игры, дети понимают, что это не просто лист, а он цветной, и с ним можно играть. Они зрительно обозначают каждую сторону, и понимают что у листа есть ориентиры: верх, низ, правая сторона, левая сторона, центр листа - середина.

Для закрепления можно использовать такие задания:

- Нарисуй в левом верхнем углу солнышко,

- В правом нижнем углу – цветочек,

- В левом нижнем углу – дерево.

- В правом верхнем углу – облачко,

- В середине листа нарисуй домик,

- Между цветком и деревом нарисуй мячик.

Далее учим ребенка ориентироваться на странице тетради в клеточку:

- Видеть клеточку, находить центр клетки , ее правый – левый, верхний – нижний угол.

- Обводить клеточки через одну вправо до конца страницы – это строка.

- Обводить клеточки через одну вниз до конца страницы – это столбик.

На этом этапе детям даются задания для закрепления ориентировки на листе. Например, найди верхний левый угол и нарисуй там треугольник. Найди верхний правый и нарисуй там круг, найди нижний левый и нарисуй там квадрат, а в нижнем правом – звездочку. Можно также закреплять цвета и счет: найди верхнюю левую клетку и нарисуй в ней синий круг, отступи вниз 4 клетки и нарисуй желтый треугольник, отступи вправо 3 клетки и нарисуй зеленый квадрат, отступи вниз 5 клеток и нарисуй красный квадрат, от зеленого квадрата отступи вправо на 7 клеток и нарисуй черный круг, от черного круга отступи на 3 клетки вниз и нарисуй синий треугольник, и т. д. Задания и цвета могут быть любыми.

Эти простые упражнения помогут Вашим детям лучше подготовится к школьному обучению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий